25.02.2019 12:59

​Реформа ценообразования будет ориентирована на строителей

Введение ресурсный метод ценообразования в строительную отрасль в один момент не представляется возможным – соответствующее заявление сделали специалисты Главгосэкспертизы России в рамках круглого стола «Реформа ценообразования. Формирование цены строительства в новых условиях». Соответствующий круглый стол состоялся согласно деловой программе-выставки «Отечественные строительные материалы».
Реформа ценообразования будет ориентирована на строителей
Необходимо обратить внимание на то, что реформа системы ценообразования на данный момент находится на новый виток развития, и на сегодняшний день неоднократно и в не очень положительном контексте упоминался ФГИС ЦС. Предполагается, что эта структура будет развиваться таким образом, чтобы это было в первую очередь удобно для строительных предприятий.
Эксперты Главгосэкспертизы утверждают – несмотря на двухлетнюю работу по выполнению реформы ценообразования, довести её до оптимального состояния не удалось. Очевидно, что до конца мая 2019 года завершить реформу ценообразования не удастся.
В итоге Минстрой России подготовил «дорожную карту» для реализации ряда проектов, приказов и постановлений, посредством которых вводится переходной период с действующего базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования. Указанный период будет длиться до 2022 года, до этого периода ФГИС ЦС предполагается наполнить огромным объёмом качественной информации относительно стоимости строительных ресурсов.

Реформа постепенно переориентируется к строительным компаниям
Реформа постепенно переориентируется к строительным компаниям
Об изменения в подходах по наполнению ФГИС ЦМ поведал Александр Вилков, заместитель начальника Главгосэкспертизы Российской Федерации. Ввиду того, что за 1.5 года активной работы информационной системы в базу поступило крайне мало информации относительно стоимости строительных ресурсов, а потому крайне важно изменить и скорректировать принцип предоставления соответствующей информации.
На сегодняшний день средневзвешенная стоимость стройматериалов планируется рассчитывать не только ориентироваться на цены, указанные производителем, но и ориентируясь на цены, представленные в торговых домах и официальных дилеров, а также с учётом средних цен в сегменте конкретного региона.
Необходимо напомнить, что инженеры-сметчики и строители в течение 2-х последних лет подтверждали и доказывали целесообразность соответствующего подхода, в то же время до последнего времени специалисты Минстроя делали все возможное, чтобы не реализовывать соответствующие нововведения.

Сейчас говорить об объективности и качестве внесенных данных во ФГИС ЦС не представляется возможным, ввиду того, что официально зарегистрировано в этой системе только 15 620 компаний 

В ближайшее время планируется выполнить ещё один важный шаг – связать ФГИС ЦС с уже актуальной федеральной информационной системой Минпромторга, а также сформировать обобщённую базу данных для ведомственных и министерских строительных сметных нормативах.

Важно акцентировать внимание – система изначально создавалась специалистами Главгосэкспертизы в предельно сжатые сроки и за относительно маленькие деньги. Тем не менее, она уже полноценного функционирует – собирает, размещает, обрабатывает и хранит информацию. Можно утверждать, что по прошествии непродолжительного периода времени база сублимирует в себе весь доступный пул нормативных документов, достаточных для того, чтобы сметчик мог оперативно и объективно провести подсчёты сметной стоимости строительства.
На сегодняшний день работоспособность системы реализована главным образом на вход. Она функционирует без сбоев и принимает весь объём данных. А вот на выходе отсутствует что-либо. Полноценно работать к 25 мая 2019 года она просто не сможет, а вот к началу 1 января 2022 года сроки её реализовать всё же смогут.

Классификатор строительных ресурсов
Если говорить о главной составляющей ФГИС ЦС – речь идёт о классификаторе строительных ресурсов, качестве его реализации. Он должен сочетать в себе чёткость формулировки и понятность для производителей. От этого и будет зависеть объективность, а также достоверность составления сметных цен, которые предполагается использовать для подготовки стоимости строительства.

На сегодняшний день классификатор включает в себя около 110 тыс. позиций, при том, что его постоянно дополняют, корректируют и в аспектах взаимодействия с отраслевыми производителями строительных материалов. По итогам 2018 года при сотрудничестве с МГСУ удалось завершить работу по изготовлению материалов, согласно характеристик и наименований в соответствующем классификаторе с ГЭСН.
В марте 2019 года специалисты Минстроя планируют утвердить обновленную сметную базу, а также соответствующий классификатор.
Если рассматривать проблематику вопроса наполнения ФГИС ЦС данными относительно цен на ресурсы, то без корректировки методологии мониторинга ценообразования, система не сможет функционировать полноценно. В связи с этим и было принято решение о необходимости поэтапного перехода к ресурсно-индексному методу, где индексы будут присваиваться для каждого отдельного элемента.
С 1 января 2020 года ресурсный метод заработает на 100%: во внимание будут приниматься не средневзвешенные цены, а официальные цены от компаний-импортеров и производителей.

ФГИС ЦС не догма, а направляющий ориентир
ФГИС ЦС не догма, а направляющий ориентир
Необходимо отметить – производители довольно скептически относятся к работе Главгосэксперты в целом и ФГИС ЦС, в частности. Профессионалы придерживаются общего мнения – новая система побуждает их отступать от действующих стандартов и ГОСТ-ов, а также предпринимать всё возможное для упрощения производственных процессов, в противном случае стоимость их продукции будет гораздо выше обозначенной в системе, где отображается среднее значение между добросовестным производителем и кустарным изготовителем.
Помимо этого, Минстрой в некоторых случаях не изменяет разделы классификатора строительных ресурсов. Яркий тому пример – корректировка разделов классификатора по теплоизоляционным материалам не утвержден Минстроем с июня прошлого года.
ФГИС ЦС станет основой, на базе которой будет формироваться максимально возможная стартовая цена контракта, потому она изначально будет на довольно низком уровне. А затем, в рамках торгов наблюдается постепенное ценовое снижение в пределах 20-30%, а по факту строительство качественного объекта по заявленной цене не представляется возможным.
Некоторые эксперты уверены – изначально реформа системы ценообразования сформировалась из-за убеждения российского правительства, что стоимость строительства в стране существенно завышается, а благодаря ФГИС ЦС их удастся снизить.
ФГИС ЦС не догма, а направляющий ориентир
В то же время указанный посыл вызывает ряд огромных сомнений – в ряде случаев рентабельность строительства уже упала до отметки в 2-3%, а иногда и вовсе приобретает отрицательные значения. Но почему-то в Минстрое забывают о главном – суть реформы должна заключаться не в минимизации стоимости строительства, а при выборе подрядчика, ориентироваться на его техническую и материальную базу, репутацию и уже реализованные проекты.
Следует ориентироваться на нематериальные критерии, которые в итоге должны превалировать над самой низкой ценой контракта. Сейчас же в России наблюдается не экономия финансовых средств, а строительные продукты весьма сомнительного качества. Для их последующей эксплуатации и ремонтов потребуются огромные финансовые средства.
Представители профессионального сообщества подготовили и направили в Минстрой России дополнения и корректировки в закон 44-Ф3, с целью последующего внесения изменений в весовые категории. Главные беды строительного государственного заказа наблюдаются ввиду нарушения всех рыночных отношений и создания ситуации, в которой государственный заказчик, вопреки рынку, продолжает диктовать свои условия конкретному подрядчику.