11.04.2019 14:58

​Укрупненные нормативы цены строительства при составлении смет

Укрупненные нормативы цены строительства при составлении смет
Разработка сметной документации проводится во время планирования постройки. На сегодняшний день самый удобный способ подсчёта стоимости строительства – метод, базирующийся на укрупненных нормативов цены. Он позволяет с высокой точностью определить объём финансовых инвестиций, необходимых для возведения проекта без необходимости подготовки детализированной сметы. Для заказчика указанный метод предоставляется оперативно оценить рентабельность проекта ещё на этапе инвестирования или подготовки проектной документации.

Определение метода
Укрупненные сметные нормативы – специальные показатели, используемые с целью определения максимальной суммы финансовых средств, необходимых для реализации конкретного строительного проекта, независимо от его назначения. Для финансирования указанных проектов используют средств из федерального, регионального или местного бюджета. Укрупненные нормы сметного расчёта предназначены для:
  • планирования финансовых инвестиций, капиталовложений;
  • установления технико-экономических параметров в рамках проектного задания;
  • анализа эффективности использования финансовых расходов;
  • снижения ряда показателей при оценке стоимости реализации проекта строительства.
Укрупненные нормативы цены строительстваРазработка укрупненных нормативов проводится на основе сметных и проектных документов по конкретным строительным объектам, которые были запланированы или возведены на территории Российской Федерации в период с 1995 по 2009 год. Для обеспечения высокой точности значений осуществлялся сбор информации по огромному количеству готовых объектов, отличающихся не только площадью, но и функциональным предназначением. Затем следует основательный анализ проектной документации по конкретным объектам.
В итоге, доводом для разработки укрупненных сметных нормативов стали данные, прошедшие экспертизу на предмет соответствия конструктивным и объёмно-планировочным требованиям. Для расчёта по указанной методике применяется индекс-дефлятор в ценах, определенных по состоянию на 2012 год.
Важно акцентировать внимание – для калькуляции на основе действующих укрупненных нормативов важно выполнять строительные работы в благоприятных условиях. Если же возникают непредвиденные инженерно-геологические, экономические или климатические условия, важно выполнять дополнительные расчёты, ориентируясь на специализированные индексы, указанные в МДС 81-02-12-2011.

Как правильно провести расчёт по укрупненным нормативам
Програмный комплекс РИК НЦС - укрупненные нормативы цены строительства.
Для расчёта по укрупненным нормативам используют специализированные программные комплексы, среди которых особого внимания заслуживает ПК РИК НЦС   в котором используются методические рекомендации по сравнению государственных сметных нормативов, а также прогнозы по ценовым индексам и инфляции до 2030 года, ПК РИК НЦС поставляется с нормативными базами 2011 и 2012 годов, включающих в себя 16 сборников укрупненных нормативов..Нормативная база НЦС 2017 года включает в себя 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства. Метод сметного расчёта по укрупненным нормативам позволяет инвестору установить стоимость сооружения объекта строительства до начала работ, а также выполнить оценку рентабельности будущих капиталовложений.



Специалисты также рекомендуют придерживаться следующей последовательности процессов:
  1. Подготовить исходные данные об объекте будущего строительства. В рассматриваемом контексте особого внимания заслуживают следующие факторы и критерии:
    1. Регион, в котором планируются строительные работы.
    2. Функциональное назначение объекта строительства.
    3. Дата старта и завершения реализации проекта строительства.
    4. Технические особенности объекта: этажность, площадь и т.п.
  2. Определиться с соответствующими характеристиками укрупненных сметных нормативов. Указанная операция осуществляется в соответствии с МДС 81-02-12-2011, ориентируясь на технические характеристики объекта, его функциональное назначение.
  3. Выбраться со строительными индексами, указанными в нормативном акте выше.
  4. Выполнить расчёт стоимости потенциальной реализации объекта.
Калькуляционная схема сметы по методу укрупненных нормативных цен можно представить следующей последовательностью действий: суммируется стоимость по укрупненным нормативам цены для каждого типа ресурсов, а затем умножают на базовые значения коэффициентов. После к итоговому значению прибавляют сумму дополнительных расходов, определенную рядом дополнительных вычислений. Полученное число умножат на специальный индекс-дефлятор. К итоговому значению прибавляют процентную ставку НДС.
Не искушенным опытом обывателям может показаться – указанная методика расчёта является очень запутанной, в то же время для опытного сметчика она не представляет ничего сложного.
Подводя итоги, необходимо отметить – метод сметного расчёта по укрупненным нормативам актуален в первую очередь на этапе разработки строительного проекта. Он позволяет инвестору установить стоимость сооружения объекта строительства до начала работ, а также выполнить оценку рентабельности будущих капиталовложений.

Дополнительная Информация:

В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 31.12.2019 включены ФЕР-2020 и НЦС 2020. Сборники НЦС 2020 применяются с 1 января 2020 г! НЦС 2017 года отменены. Вступает в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр).

Планируется также расширить номенклатуру сборников НЦС (объекты атомной энергии, объекты ракетно-космической промышленности, учет отраслевых особенностей строительства объектов электроэнергетики).

Сборники НЦС содержат: коэффициенты, учитывающие региональные условия строительства; порядок применения каждого сборника НЦС; описание конструктивных решений каждого показателя НЦС.Вышли долгожданные укрупненные нормативы цены строительства (УНЦС-2020). Сборники с НЦС 81-02-01-2020 по НЦС 81-02-21-2020: 
  • НЦС 81-02-01-2020. Сборник № 01. Жилые здания (приказ №909/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-02-2020. Сборник № 02. Административные здания (приказ №910/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-03-2020. Сборник № 03. Объекты народного образования (приказ №868/пр от 25 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-04-2020. Сборник № 04. Объекты здравоохранения (приказ №911/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-05-2020. Сборник № 05. Спортивные здания и сооружения (приказ №913/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-06-2020. Сборник № 06. Объекты культуры (приказ №915/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-07-2020. Сборник № 07. Железные дороги (приказ №917/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-08-2020. Сборник № 08. Автомобильные дороги (приказ №919/пр от 30 декабря 2019 года). 
  • НЦС 81-02-09-2020. Сборник № 09. Мосты и путепроводы (приказ №921/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-10-2020. Сборник № 10. Объекты метрополитена (приказ №904/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-11-2020. Сборник № 11. Наружные сети связи (приказ №912/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-12-2020. Сборник № 12. Наружные электрические сети (приказ №914/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-13-2020. Сборник № 13. Наружные тепловые сети (приказ №916/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-14-2020. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации (приказ №918/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-15-2020. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения (приказ №825/пр от 19 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-16-2020. Сборник № 16. Малые архитектурные формы (приказ №920/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-17-2020. Сборник № 17. Озеленение (приказ №908/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-18-2020. Сборник № 18. Объекты гражданской авиации (приказ №903/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-19-2020. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры (приказ №905/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-20-2020. Сборник № 20. Объекты морского и речного транспорта (приказ №906/пр от 30 декабря 2019 года)
  • НЦС 81-02-21-2020. Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) (приказ №907/пр от 30 декабря 2019 года).