09.06.2018 14:27

​Новая методология для увеличения сроков эксплуатации дорог



На сегодняшний день, успешно апробирована, обеспечена нормативными документами и готовится к масштабному внедрению, методология объемного проектирования асфальтобетонных покрытий. Американская методология Superpave («Суперпейв»), которая у нас получила название «СПАС», успешно адаптирована к российским условиям Росавтодором. Данную методику успешно внедряют по всему миру - Канада, Китай, Саудовская Аравия, американский «Суперпейв» прошел апробацию в самых различных условиях.


Одна из важнейших задач стоящих сегодня перед Росавтодором - увеличение сроков службы покрытий. Прежняя методика подбора и оценки качества асфальтобетонных смесей, в соответствии с ГОСТ-9128, морально устарела и исчерпала свои возможности. Сегодня профессиональные дорожники прекрасно понимают, что им не добиться существенного увеличения сроков службы дорожных покрытий без введения новых методик. Применение смесей, изготовленных по этому ГОСТу и другим, связанным с ним нормативами, чревато быстрым образованием дефектов покрытия. Много проблем связано с методикой подбора смесей и оценкой их качественных характеристик.

Возможности методологии объемного проектирования асфальтобетонных покрытий «СПАС»

 Метод объемного проектирования позволяет подобрать смесь с заданными техническими характеристиками под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата и транспортных нагрузок. Помимо этого, можно подбирать состав смеси исходя из местных материалов, а также использовать при приготовлении асфальтобетона материал из старых асфальтобетонных покрытий. Применяемый в системе метод уплотнения, производит точную оценку транспортной нагрузки, которую выдержит минеральный состав асфальтобетона за расчетный период эксплуатации. То есть заказчик уже на этапе принятия решения, может принципиально оценить возможность создания покрытия из местных материалов или везти прочный щебень издалека.


 Большое значение приделается методологии выбора вяжущего — основного материала, который придает асфальту долговечность. «СПАС» включает в себя методы испытаний битума, основанные на оценке его реологических свойств. Важную роль здесь играет классификация по температурным диапазонам (PG), позволяющая определить верхнюю и нижнюю температурные границы, при которых битум в покрытии не разрушается. С учетом того, что вяжущее стареет и каждый год изменяет свои свойства, испытания позволяют рассчитать весь срок службы покрытия. 


. Методология позволяет контролировать качество выпускаемого на асфальтобетонных заводах асфальта и производить контроль уплотнения смеси в процессе производства работ, что практически исключает укладку некачественного покрытия. Для сравнения, существующая методика позволяет обеспечивать контроль плотности лишь спустя 78 часов после укладки. При помощи неразрушающих методов «СПАС» позволяет осуществлять непрерывный технологический контроль при укладке асфальта, проводя измерения параметров плотности и остаточной пористости, и оперативно следить за качеством покрытия.
 В ближайшие два года Росавтодор планирует отремонтировать порядка тысячи километров дорожных покрытий по этой методике.