В Сочи прошел IV Международный форум «Инновации в дорожном строительстве». Специалисты рассказали о новых материалах для дорожного строительства. В этом году особый интерес у участников форума вызвала тематическая дискуссия «Цементобетонные покрытия и современная дорожно-строительная техника для их устройства». Дискуссия была посвящена бетонным дорогам и проблемам, связанным с их строительством у нас в стране.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОНЫХ ПОКРЫТИЙ
Важно отметить, что в России есть бетонные дороги, построенные в 50-70-е годы XX века, они успешно функционируют до сих пор. Из общеизвестных современных магистралей можно выделить лишь трассу М-4 «Дон». На некоторых участках того же «Дона» уже появились разрушения. Из-за расслоения бетонной смеси произошло отделение цементного молока от крупного заполнителя, поэтому верхний слой, который испытывает основные нагрузки и воздействие от колес автомобилей, оказался без основного крупного заполнителя. Это впоследствии привело к его быстрому износу и образованию колеи.
Технология строительства дорог с применением цементобетонных покрытий используется в мире уже около 50 лет, она нашла применение в странах с самыми разными климатическими условиями. Например, цементобетонные покрытия распространены в Канаде, стране, очень схожей по климатическим условиям с Россией. В США и Польше разработаны специальные стандарты, регулирующие технологию.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОРОГ ИЗ ЦЕМЕНТОБЕТОНА
- не подвержен деформациям при воздействии нагрузок и повышенных температур, что препятствует образованию колеи, так как бетон по своей структуре тверже (прочнее) асфальта
- материал обладает лучшим светоотражающим эффектом, превышающим асфальтное покрытие на 30%, в темное время суток на такой дороге лучше видимость
- данный вид покрытия обеспечивает высокую плавность и комфорт передвижения транспортных средств, жесткий цементобетон при соблюдении технологии укладки обеспечивает хорошую ровность поверхности
- цементобетон более стабильный материал с точки зрения устойчивости и сцепления с дорогой, не зря его широко применяют для устройства аэродромов, где нагрузки от воздушных судов гораздо выше, чем на автодорогах
НЕДОСТАТКИ ДОРОГ ИЗ ЦЕМЕНТОБЕТОНА
- цементобетонные дороги несколько более шумные, так как более пористый и пластичный асфальтобетон лучше поглощает шумы, уровень шума при движении по бетонной дороге составляет от 2 до 4 децибелов
- нарушение технологии укладки цементобетона, приводит к сегрегации (расслоению) бетонного раствора, из-за чего крупные минеральные частицы после укладки могут оказаться преимущественно снизу, а мелкие частицы сверху, что повлечёт за собой повышенную истираемость и повреждаемость поверхности покрытия
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Согласно исследованиям, жизненный цикл цементобетонных автодорог в 3 раза длиннее асфальтобетонных. Первоначально стоимость строительства цементобетонных покрытий на 5–20% дороже асфальтобетонных. Но, если подробно разбирать финансовую составляющую вопроса, расходы на ремонт и эксплуатацию асфальтобетонных покрытий в перспективе жизненного цикла (около 25 лет) таковы, что возведение и эксплуатация альтернативных цементобетонных покрытий обходится на 40–50% дешевле. Особенно цементобетонные покрытия оправдывают себя в условиях высокой интенсивности движения, и/или большой грузонапряженности автомобильных перевозок.
Доклад, сделанный аспирантом кафедры «Строительные материалы и технологии» Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Дмитрием Оленичем «Уплотнение структуры бетона тонкомолотыми минеральными частицами, в том числе наноструктурирование песчаных бетонов» —заинтересовала представителей «Автодора». Разработчикам было предложено опробовать новую технологию на реальных объектах. Ведь ее применение сулит заметное улучшение свойств бетона при относительно небольшом увеличении стоимости.
На дискуссии по цементобетонным покрытиям дорог сторонники дорожного бетона с удовольствием констатировали, что строительство дорог из бетона признано целесообразным. Цементобетон лучше всего отвечает требованию о значительном увеличении межремонтных сроков. Уже в конце нынешнего года в нескольких регионах страны с разными климатическими условиями будет построено несколько опытных участков дорог из цементобетона.