25.06.2018 20:36

​Первая высокоскоростная линия может быть построена до 2024 года




 Одним из глобальных транспортных проектов ближайшего времени в нашей стране станет строительство ВСМ. При условии достаточного финансирования проекта высокоскоростную железнодорожную магистраль могут построить уже в ближайшие три-четыре года, причем не исключены варианты одновременного строительства сразу в нескольких направлениях.

Согласно программе развития скоростного и высокоскоростного движения в РФ предусматривается строительство более 4 тысяч километров новых железных дорог для движения со скоростью до 400 километров в час. А также реконструкцию 7000 км действующих в разных частях страны. Одним из пилотных проектов программы является строительство ВСМ Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары- Казань. Этот же проект рассматривается как часть большого проекта "Евразия", который соединит железные дороги Китая и Европы через Казахстан, Россию и Белоруссию. По предварительным оценкам, "Евразию" реально построить к 2026 году. Проект может быть дополнен и другими участками уже внутри страны.


 
Ранее глава РЖД Олег Белозеров сообщал, что ВСМ Москва - Казань могут запустить в эксплуатацию до 2022-2023 годов. На полях недавно завершившегося ПМЭФ-2018 РЖД и Евразийский банк развития заключили соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает обеспечение финансирования проекта ВСМ Москва - Казань как путем участия в акционерном капитале специальной проектной кампании, так и через предоставление долгового финансирования и привлечения средств от международных инвесторов.
 
Проектом ВСМ интересуется много компаний, в том числе зарубежных: из Китая, Германии, Японии, Южной Кореи, Франции и др. Причем, как считают в региональном минэкономразвития, ВСМ имеет бюджетную эффективность даже как отдельный проект, а в контексте магистрали Берлин - Москва - Пекин ее инвестиционная привлекательность еще более значительна.

Однако при реализации этого проекта существует целый ряд проблемных вопросов:
  • возможности применения зарубежных и отечественных технологий;
  • возможности импортозамещения в строительстве;
  •  сроки изготовления и доставки крупногабаритных конструктивных элементов мостовых сооружений к местам работ;
  •  источники финансирования с привлекательными сроками окупаемости для инвесторов;
  • относительно невысокая плотность населения в зоне притяжения ВСМ.
 Москва - Казань ВКС
 
ПРООБРАЗ НОВЫХ ГОРОДОВ

Строительство ВСМ – это крупный градостроительный проект, считают многие специалисты. «Все мы знаем, что инфраструктурные стройки являются катализатором прилегающих территорий», – говорит Евгений Попов, руководитель департамента стратегии и продаж компании Cushman&Wakefield. Линия «Москва – Казань» – не исключение. Как и на всякой магистрали, там будут остановочные пункты. Они выбраны очень продуманно. К ним тяготеет большое количество малых и средних поселений, расположенных на расстоянии 3 – 5 км. Компания Cushman&Wakefield разрабатывает концепцию развития этих территорий.
Территории очень разные. К примеру, в Нижегородской области есть промышленный город Дзержинск и деревушка Нива. Согласно концепции, Дзержинску предложено построить индустриальный парк. Деревню Нива посчитали самым подходящим местом для проведения различных фестивалей – здесь шумное мероприятие никому не помешает.
Экономика современной России сосредоточена в основном в крупных агломерациях, что не очень хорошо для страны с необъятными просторами. Причем более 25% всего регионального валового продукта сконцентрировали Москва и Санкт-Петербург. Появление городов вдоль новых магистралей немного оттянет население от мегаполисов. Не исключено, через какое-то время те же остановочные пункты Нижегородской области сольются в один 500-тысячный город.

А ТЕПЕРЬ ДОХОДЫ

По расчетам, дополнительные доходы бюджета от эксплуатации дороги «Москва – Казань» за первые 10 лет эксплуатации превышают 13 трлн руб. А создание рабочих мест превышает 370 тыс. чел., причем это в 20 отраслях экономики страны. Дополнительный доход регионов измеряется триллионами рублей.