29.01.2019 10:54

​Реформа ценообразования – ожидания и реальность

В РФ полном ходом проводится реформа ценообразования в строительной отрасли. Специалисты Минстроя делают все возможное для создания комплексной нормативно-правовой базы в сегменте ценообразования и сметного нормирования.
​Реформа ценообразования – ожидания и реальность
Главная цель отраслевой реформы – нивелировать вероятность завышения цен на стройках, финансирование которых осуществляется за счёт государственных средств, особенно на этапе планирования. Благодаря новой методике ценообразования строителям и заказчикам предоставляется возможность прогнозировать стоимость реализации проекта.
Несмотря на то, что цели были перспективными, итоговый результат оказался несвоевременным и малоэффективным. Строительная отрасль должна была перейти на ресурсный метод ценообразования с 1 января 2019 года, но по факту реформа практически не сдвинулась с места и властям пришлось сдвинуть сроки до 2022 года.
Финансовых ресурсов в стране не так много, чтобы можно было пользоваться старыми решениями в области регулирования корпоративных, муниципальных и государственных заказов.
Для исправления ситуации необходимо выполнить простую последовательность действий:
  1. В первую очередь важно устранить проблемы, которые образовались в старой системе, после чего на её базе можно сформировать новую.
  2. По состоянию на начало 2019 года реформу удалось реализовать небольшими лоскутами. Существует целый ряд ещё не апробированных блоков.
  3. На следующем этапе можно будет задействовать полный спектр методик, систем, а также комплексную базу данных для эффективного определения стоимости ресурсным методом.
Смета должна базироваться на актуальной и современной нормативной базе. Характеристики важно заложить ещё на этапе проектирования. Во внимание необходимо принимать и новые материалы. Экспертная система должна подтвердить, что выбранный вариант проектного решения является наиболее долговечным и надёжным.
Реформа ценообразования – ожидания и реальность
Важно понять – смета готовится не для того, чтобы вести расчёты с подрядчиком, а для того, чтобы представители государства получили возможность объявить о своем стартовом предложении для конкурса. Если сметная стоимость определена оптимально, на торгах будет наблюдаться номинальное снижение.
В тех же случаях, когда смета подготовлена с завышенной стоимостью, честные торги позволят снизить итоговый ценник на 30-40%. Очевидно, что в отечественных реалиях добросовестная конкуренция является лишь мечтой. И сейчас можно без проблем привести ряд примеров, когда контракт по факту заключается на сумму, обозначенную в сметной документации.
Государство теряет огромные деньги на несовершенстве нормативно-правовой базы, а потому крайне важно запустить в работу систему ценообразования. От успешности этой реформы будет зависеть будущее строительной отрасли.