В РФ полном ходом проводится реформа ценообразования в строительной отрасли. Специалисты Минстроя делают все возможное для создания комплексной нормативно-правовой базы в сегменте ценообразования и сметного нормирования.
Главная цель отраслевой реформы – нивелировать вероятность завышения цен на стройках, финансирование которых осуществляется за счёт государственных средств, особенно на этапе планирования. Благодаря новой методике ценообразования строителям и заказчикам предоставляется возможность прогнозировать стоимость реализации проекта.
Несмотря на то, что цели были перспективными, итоговый результат оказался несвоевременным и малоэффективным.
Строительная отрасль должна была перейти на ресурсный метод ценообразования с 1 января 2019 года, но по факту реформа практически не сдвинулась с места и властям пришлось сдвинуть сроки до 2022 года.
Финансовых ресурсов в стране не так много, чтобы можно было пользоваться старыми решениями в области регулирования корпоративных, муниципальных и государственных заказов.
Для исправления ситуации необходимо выполнить простую последовательность действий:
- В первую очередь важно устранить проблемы, которые образовались в старой системе, после чего на её базе можно сформировать новую.
- По состоянию на начало 2019 года реформу удалось реализовать небольшими лоскутами. Существует целый ряд ещё не апробированных блоков.
- На следующем этапе можно будет задействовать полный спектр методик, систем, а также комплексную базу данных для эффективного определения стоимости ресурсным методом.
Смета должна базироваться на актуальной и современной нормативной базе. Характеристики важно заложить ещё на этапе проектирования. Во внимание необходимо принимать и новые материалы. Экспертная система должна подтвердить, что выбранный вариант проектного решения является наиболее долговечным и надёжным.
Важно понять – смета готовится не для того, чтобы вести расчёты с подрядчиком, а для того, чтобы представители государства получили возможность объявить о своем стартовом предложении для конкурса. Если сметная стоимость определена оптимально, на торгах будет наблюдаться номинальное снижение.
В тех же случаях, когда смета подготовлена с завышенной стоимостью, честные торги позволят снизить итоговый ценник на 30-40%. Очевидно, что в отечественных реалиях добросовестная конкуренция является лишь мечтой. И сейчас можно без проблем привести ряд примеров, когда контракт по факту заключается на сумму, обозначенную в сметной документации.
Государство теряет огромные деньги на несовершенстве нормативно-правовой базы, а потому крайне важно запустить в работу систему ценообразования. От успешности этой реформы будет зависеть будущее строительной отрасли.